Ihie beseder.
Перевод "Последние слова Сота Сила..."
Сота Сил. Письмо первое.
Друг Дивайт, так много времени прошло с тех пор как мы говорили в последний раз. И так мало - с тех пор как я видел твои слова.
Ты забавляешься с умами этих любопытных смертных. Инструменты Кагренака в твоем распоряжении? Я думаю, что нет. Были бы они у тебя, я бы опасался за твою жизнь. Они не игрушки для смертных, Фир, и тебе это хорошо известно.
Кстати, что на счёт твоей собственной смертности? Как обстоят дела? Ведь если ты живешь дольше, чем бог, разве ты не столь же безупречен? Да, в тебе всегда было что-то особенное. Я полагаю, ты находишь определенное удовольствие в этой своей собственной смертности, как бы странно это не было. Это хорошая черта твоей натуры.
Твоё любопытство назойливо. Ты маг, учёный, зрящий в прошлое и будущее, я это понимаю. Как и все остальное, как и многое другое.
Любопытство – удивительная вещь. Это прямой путь чрез тернии.
Ты интересное создание, мой друг, и я бы не пожелал тебе зла. Я заклинаю тебя быть осторожнее со словами. Смертные умы легко повергаются от соприкосновения с божественным.
Ну а пока я буду с удовольствием следить за твоими забавами, за этими многочисленными речами про «Как» и «Где». На эти вопросы ответить легче всего, но ведь и ответы на них будут наименее удовлетворительны.
Сота Сил. Письмо второе.
Воры? Интересная идея. Украли ли мы божественную суть, или она была дана нам свободно, чтобы мы смогли вести наш народ в новую эру?
Немногие смели назвать нас ворами, когда мы словами и ритуалами повязали Князьей Забвения договором. Ещё меньше было подобных им, когда Мехрун Дагон порвал, растоптал этот договор, но и сам был чуть позже втоптан в землю Морнхолда.
События под Красной Горой произошли давно. Что рассказал тебе об этом господин Вивек? Он ответил загадкой, дал тебе множество вариантов прошлого, которые все равно привели к одному и тому же неизбежному будущему? Да, это в его стиле.
Не проклинай его за это; он то, что он есть. Загадки. Опровержение собственных слов.
Альмалексия бы рассказала тебе историю лучше, я думаю. Она была ближе всех знакома с Нереваром. Любовница. Советник. Генерал. Из всех нас она носила одежды бога с наибольшей гордостью. Она ходила среди людей и изучала их слабости. Изучала хорошо.
Люди бога? Боги людей? Кого ты должен бояться больше?
Тебе интересно, куда делись двемеры? Возможно, лучше будет задать вопрос, почему один из них остался. Даже боги не любят Абсолют, поскольку он пахнет чем-то, что больше их самих.
Я все ещё наблюдаю.
Сота Сил. Письмо Третье.
Я наблюдаю. Я удивляюсь. Я возвожу. Я разбираю на части.
Я бог? Несомненно - бог, как и любой другой.
У богов есть вечность, чтобы взвесить свои слова. У смертных – только мгновения, чтобы услышать их.
Господин Вивек – бог? Несомненно, как и я.
Вивек – поэт. Истина – это не слова поэта, он рожден соблазнять. И поскольку поэзия должна овладевать сердцем, ей следует звучать гармонией правды.
Госпожа Альмалексия – богиня? Несомненно, как и господин Вивек.
Альмалексия – воин. Остерегайтесь воина, ведь сталь меча может и не отличить друга от врага. Правда стоит заметить, что острым клинком высекают историю.
Я снова спрашиваю тебя. Я – бог?
Я Сота Сил. Я Маг. Я Часовщик.
Ты спрашиваешь, где находиться мой Часовой Город. Некоторые скажут - в болотах Чернотопья. Другие утверждают, что он лежит глубоко в земле, под Эбенгардом. Я даже слышал, как говорили, будто бы мой город спрятан в развевающемся плаще госпожи Альмалексии. Все это правда, и все это – ложь. Мой город там, где я живу, и я живу в моём городе. Местоположение не имеет значения, ведь только я – единственный его гражданин.
Двемеры были двемерами, кимеры были кимерами. Теперь двемеры ушли, а кимеры изменились. Слова Азуры тяжелы, но ведь мы уже обсудили слова богов, не так ли?
Я Сота Сил.
Я наблюдаю. Я удивляюсь. Я возвожу. Я разбираю на части.
Дивайт Фир Псиджик. Письмо первое.
Пару строк о Сота Силе, мои друзья…
Это был не весь Город. Нет, в самом деле. Это был всего лишь главный зал Мастера Сила в спрятанном Часовом безумии. Точно так же, как и за жемчужными вратами Морнхолда, тут есть многочисленные дома, и жители, и мастерские. Сота Сил достаточно просторен и вмещает в себя множество жителей. Я мог видеть их вживую, сам. Что я видел! О Нереварине я слышал историю, что, когда он был телепортирован в город Альмалексией, машина подъемника позади него провалилась вниз. По какой-то причине (Альмалексия ли это сделала, или Сота Сил) это оградило его от дальнейших приключений. Где действительно оказался Нереварин, так это в мастерской Сота Сила.
Тем не менее, думая обо всем этом… Если это город, кто может назвать это место домом? Боле совершенные фабриканты? Я не смею сказать, что я видел моими собственными глазами. Возможно, ещё настанет день, месторасположение Часового Города станет известным, и гости рискнут вторгнуться в его скрытые пределы.
Дивайт Фир Псиджик. Письмо второе.
Я обнаружил смысл в этом видении. Это и в самом деле было только видение. Во время моих путешествий по другим планам я медитирую, чтобы скоротать время. Путешествия между планами достаточно сильно дезориентируют, и непривычные к подобному люди могут почувствовать, будто бы их тела рвутся на части. Медитация облегчает ощущения. Моё возвращение оказалось дольше обычного. Видение, если не назвать это кошмаром, отклонило меня от моего изначального пути. Я был неспособен самостоятельно покинуть видение, оно удерживало меня моё тело и разум. Когда же оно прекратилось, я обнаружил себя голым на отшибе недалеко от Тель Воса. Ослабленный этим необычайным происшествием, я смог разве что найти путь назад в мою крепость, где я проспал несколько дней, восстанавливая силы.
Я поговорил с советом по поводу произошедшего со мной; они также пришли к выводу, что это только видение. Не из тех, что имеют какой-либо смысл, но значащих лишь то, что я слишком много прилагаю сил к вопросу о Двемерах. Это вполне возможно, хотя и не похоже на меня. Мне и в самом деле нужно отдохнуть; я думаю, я должен прекратить такого типа путешествия на некоторое время, дать себе возможность восстановиться.
Ягрум, с другой стороны, кажется, многое вспомнил из прошлого. Он все еще демонстрирует симптомы корпруса, но память медленно возвращается к нему. Сейчас он тратит много времени на себя и желает оставаться в одиночестве. Я уверен, что посещающие его всполохи минувшего дают ему много пищи для ума. Мне жаль моего старого друга. Если бы я только мог помочь ему что-нибудь. Самообладание иногда покидает его; я проинструктировал моих жен-близняшек оставлять его в таких случаях в покое. В своё время он придёт к пониманию той судьбы, что уготована ему.
И вот еще одно интересное дело… Ягрум встретил меня по моему возвращению из совета и поинтересовался, находятся ли ещё Инструменты в моём распоряжении. Услышав, что наставник ушел, взяв их с собой, Ягрум, кажется, несколько расстроился. Что происходит в голове моего старого друга? Я буду внимательно следить за ним, ради него же самого.
Дивайт Фир Псиджик. Письмо третье.
Увы!
«Это правда Изначальной Проповеди, что не является ей».
Из этих так называемых скрытых посланий, которыми я приветствую вас, видите ли вы смысл? Первые строки своим чудным недоразумением ведут к мысли, что и само послание также может быть ложным. Многое из того что я уже знаю тревожно; а истина прячется за углом. Я надеюсь, Тамриэля ради, что мы готовы к любому из грядущих откровений, к любой давно схороненной правде. Если «призрак» действительно ходит между нами, то времена, которым мы все являемся свидетелями, будут более чем грозные.
Дивайт Фир Псиджик. Письмо четвертое.
Одна из моих жен сообщила мне по моему возвращению в башню про удивительную беседу, что состоялась без моего ведома. Погодите немного, из-за этого длительного путешествия я несколько измотан.
Итак, дебаты относительно Трибунала, инструментов Кагренака и исчезновения Двемеров начались вновь! Мои дорогие упрямцы, да есть же факты. Как вы можете не видеть правды? Позвольте мне несколько подтолкнуть ваши умы к ней и пролить свет на эти вопросы.
Трибунал…
Вивек, Альмалексия и Сота Сил – боги-герои, не так ли? Сделавшие себя таковыми с помощью инструментов Кагренака (которые мы скоро обсудим) и Сердца Лорхана. Азура покарала их, и их народ (да, включая и меня). Черная кожа и горящие глаза – очевидное и тревожное напоминание. Совпадение ли то, что эти изменения произошли сразу после нарушения присяги? Азура действительно причина произошедшего с нами. Не соверши Трибунал того, что сделал, Азура ничего не предприняла бы со своей стороны. Унесла ли Азура жизни Двемеров за попытку использовать Сердце? Я так не считаю, хотя это вопрос, на который ответ может дать только сама Богиня. Никто не знает, какие планы были у Кагренака на Сердце. Возможно, это действия архитектора уничтожили Двемеров. Такое могло быть запланировано, а может совершено по ошибке. Все это мало касается Трибунала. Они получили то, к чему стремились. Ходить в «Тени Богов». Отослали генерала на битву и получили его награду. Как мне кажется, они просто использовали Неревара. Неревар должен был знать правду, скрытую за Двемерами и за жаждущим власти Трибуналом. Это навело меня на другую мысль… действительно ли Неревар умер от своих ран, или Трибунал, боясь осведомленности Неревара об истинном положении дел, заставил его замолкнуть - навсегда? Уверен, Трибунал и Азура точно знают ответ. Азура любила Неревара и вполне возможно, что если Трибунал уничтожил Неревара, Азура прокляла троих, да и всех кимеров заодно. Жрецы-Отступники считают также как и я.
Инструменты Кагренака…
Разрубатель, Разделитель и Призрачный Страж. Именно эти инструменты спроектировал и создал Кагренак для обуздания Силы Сердца. Могут ли эти инструменты быть использованы для уничтожения сердца? Им было предначертано отправить Сердце обратно к его началу? Или они просто используются для извлечения Силы для личных нужд, не более того. Ладно, мы все знаем, для чего именно Трибунал воспользовался инструментами. Вопрос в том, какими были планы Кагренака на них. Сота Сил смог разобрать в этих самых планах только способ соединения с Силой. Трибунал посетил Красную Гору с инструментами и сделал то, после чего каждый Трибун стал Богочеловеком.
Двемеры…
Прежде всего задайтесь вопросом, были ли двемеры беспечной легкомысленной рассой? Были ли они терпимы или же наоборот, деспотичны. Для чего они проектировали свои машины – для обороны, или для нападения? Что действительно нам известно, так это то, что они были величайшими изобретателями и конструкторами машин. Магия не была в почете у них, но ходят слухи, что они увлекались нумерологическими практиками. Боялся ли их Трибунал? Мы знаем, что Трибунал для обретения божественных сил вынужден был уничтожить двемеров, и заполучить в своё распоряжение то, чем владели двемеры. Маловероятно, что Трибунал боялся двемеров, они просто боялись того, чем двемеры могли стать. В конце концов, целая раса, могущественная в той же степени что и малочисленный Трибунал, была бы вполне способна с ним справиться.
Их исчезновение до сих пор загадка, что разрастается вширь и вширь с каждым нашим шагом. Мы знаем, что все двемеры (за исключением моего старого друга Ягрума) исчезли, когда Кагренак ударил по Сердцу своими инструментами. Где сейчас двемеры – вот она, настоящая тайна. Множество теорий гласит, что двемеры были отправлены в Забвение. Достаточно отвратительное место, чтобы желать туда отправиться, если таков был их расчёт. Возможно, они отправились ещё куда-то из-за фатальной случайности. И даже вполне вероятно, что они вообще прекратили своё существование. Идея о том, что они затерялись во времени достаточно нова для меня. Я сильно сомневаюсь, поскольку в таком случае законы времени заставили бы нас забыть про их существование. По правде говоря, это что-то сверхъестественное. Я знаю что случилось, но я не знаю куда они ушли, или если, конечно, они не умерли вовсе.
Возможно, после обмена мнениями, мы сможем найти в этом смысл и решить вопрос. Я посвятил ему много моего времени и трудов, и ожидаю какого-нибудь результата.
Да, вот ещё что… Опасайтесь Трибунала. Годами они знали то, чего не знаем мы. Они говорят на древнем наречии и жалят, как змеи в высоком виквите. Их настоящая сила – это их секреты. И возвращение Пророчеств Нереварина вытащит их на свет, а их подлинные личины станут ведомы. Не верьте им: в их сладких речах течет яд скуумы.
Дивайт Фир Псиджик. Письмо пятое.
О, Б., мой друг, ты переоцениваешь мои намерения. Я всего лишь учёный, учёный той тайны, что поглотила целый мир. Не мой путь – сражаться с проблемами. Я предпочитаю их решать. Можно знать, как взобраться на гору, даже если никогда не взбирался прежде. Я не ищу Силы Сердца. Я жажду понять её. Как должно быть жаждали того двемеры. Мы не знаем наверняка, что они хотели обладать силой; может быть, они хотели только лишь понять её назначение. Не обязательно пользоваться. Ладно, об этом можно только предполагать, не более.
Мне подвернулась удачная возможность побывать на аудиенции у Сота Сила некоторое время назад. Точнее, это произошло давным-давно. С тех пор он погрузился в полное уединение. Он мало говорил, но слушал с необычайным вниманием. Я пытался убедить его работать со мной над одной теорией о флуктуации силы, которую, похоже, использовали двемеры в своих паровых двигателях. И, хоть он проявлял интерес, я видел, что он стеснен обстоятельствами. Какими именно - он не пожелал распространяться. Я попрощался и оставил его в одиночестве. Он выглядел никаким после нашего разговора. Я должен признать, у Сота Сила те же интересы, что и у меня, но сами мы – очень разные. В то время как я стремлюсь понять, он желает использовать. Он необычайно далек от Псиджиков. Я понимаю, что Сота Сила не заботит Путь Псиджик. У этой дороги есть законы, а Сота Сил подчиняется только своим собственным.
В прошлом, как я вижу, случилось так, что Трибуны практически потеряли связь между собой. С началом обратного хода Часового Города Сота Сил окончательно замкнулся в себе; Вивек обратил все силы на сдерживание Мора; а в это время Морнхолду на горизонте пришлось стать главной столицей. Боги оказались по горло заняты, у них не было ни единой свободной минуты. И сейчас, когда Пророчество о Нереварине стучит им в дверь, я не вижу ничего, ничего кроме страха, заполняющего их сердца. Вот что несет им Пророчество, и только.
Дивайт Фир Псиджик. Письмо шестое.
Вот так неожиданность. Мои теории и исследования столь занимали меня в последнее время, что я был неаккуратен в дискуссиях. Усилие Псиджик. Хм… если бы я сам не был Псиджиком, я бы нашел время обсудить этот вопрос более откровенно.
Человек, становящийся божественным. Только тенью Бога, если быть точным. И превосходящий Бога. Ладно, сейчас мы говорим о великом даре. Сначала стоит действительно хорошенько подумать о «Богах», а уж потом представлять себе обретение подобной мощи. Кто и что эти Боги? Истинные ли они могущества? Были ли они простыми людьми с невероятными способностями? Или же они плод нашего испуганного воображения; нечто, что утешает нас в минуты потерь и боли? И если эти Боги в самом деле могущества, то древние писания приводят нас к мысли, что любой человек может последовать идее стать Таким.
Это приводит также и на порог других интересных открытий. Двемеры несомненно бросили этих Богов в пучину ужаса своими новыми чудесными возможностями («технологиями», так это стоит называть). Разыскивали ли Двемеры божественные силы в попытке достичь своего рода Нирваны? Если так, значит они не далеки от того, что представляет из себя Усилие Псиджик, … но! Были ли двемеры чем-то вроде Псиджиков? Неужели они подошли столь близко, что напугали Богов и оттого понесли жестокую кару? По легенде, Сердце Лорхана упало в Вварденфелл и породило Красную Гору. Двемеры происходили из этих мест, они откопали Сердце, и были в силах извлечь из него пользу. С чего бы иначе Лорхан и Дагот Ур полезли бы штурмовать Гору? Конечно, Лорхан на все был готов, чтобы заполучить обратно своё сердце, да и Дагот Ур тянулся к его неизвестным силам. Двемеры оказались просто помехой на их пути, не так ли? То, что можно пусть в расход. Дагот Ур не любил двемеров. Конечно, Усилие – это идея для всех смертных, но возможно ли оно? Тут уж хочешь – не хочешь, а поверишь, что преуспей двемеры или Дагот Ур в управлении Сердцем, так это стало бы тем Ключом, что открыл бы нам двери. Сердце Бога в распоряжении смертных. Идея очень волнующая, хоть и пугающая.
Как Псиджики Нового Пути, двемеры были наиболее успешны из всех смертных в Усилии. Новый путь, – я не произношу настоящих названий, - это Путь, которому я посвятил свои исследования. Я считаю этот Новый Путь наиболее приятной наукой. Двемеры научили меня многим идеалам Усилия, больше, чем мог бы научить любой Псиджик за тысячу лет. Так много вопросов, так мало времени. Поиск ответов стал главной целью земной жизни.