Я рассказывал тебе про де Шардена и рефлексию, как фундаментальное отличие человеческих существ от менее организованных живых систем. Рассказ был бы неполным без выводов, которые я благоразумно не озвучивал ранее. Рефлексия и степень её глубины оказываются накоротко связанными со сложностью рефлексирующией системы. Что является причиной чему - сложность как результат рефлексии, или рефлексия как результат усложнения системы - не важно. Скорее всего, это один и тот же процесс, рассматриваемый с разных сторон. Без рефлексии не обходится ни одна база данных, ни один современный язык программирования, ни, тем более, биологические системы. Фактически, это сложный инструмент мониторинга состояния для дальнейшего регулирования и сохранения стабильности в условиях изменчивого окружения, и с развитием самой системы развиваются и регулирующие механизмы, и опции мониторига обратной связи.
Если считать человеческое существо наиболее рефлексирующим созданием на этой планете, можно задаться вопросами: 1) есть ли (и что из этого следует) более рефлексирующие существа где-то еще 2) стоит ли рассматривать общество и самоорганизацию людей как качественный переход рефлексии с психического уровня на социальный и 3) какой мне с этого всего гешефт. Оставляя первых два важных вопроса профессиональным философам уровня де Шардена, сделаю небольшую личную экзистенциальную ремарку к третьему. Каждый человек целиком, включая все его фантазии, идеи и вторичные миры, является частью одной общей громадной вселенной; и тем самым фраза "я познаю мир" звучит как "вселенная познает сама себя". Из этого следует, что наша наука оказывается задачей, а человечество - одним из способов решения этой задачи. Это, безусловно, референс к Лему, но наш Солярис занимает не просто одну планету, он занимает всё, и всё есть один большой Солярис, и нет ничего кроме него. Просто он этого пока еще не понял.
И о прекрасном. О себе.
dil
| понедельник, 17 ноября 2014