"Государь Риман проснулся вновь где-то среди ночи. Раздвинул полог. Ему было больно и жарко, небосвод на потолке кружился и падал вниз.

- Господин Версидье-Шайе, - в ужасе закричал Риман.

Дверь мгновенно приоткрылась, чиновник скользнул внутрь, вновь сел у изголовья и взял руку. Риману сразу стало покойней. "Если бы мать хоть иногда так приходила ко мне" - подумал он. Вдруг он вздрогнул.

- Версидье-Шайе, - зашептал государь, - скажи, мне достаточно одного твоего слова: брал ты двести тысяч от некоего Маромара или нет? И замышлял ли он заговор? Или нет - не говори... Только не лги...

- Заговора не было и быть не могло, - ответил чиновник, - а деньги я взял.

- Почему?!

- Потому что два умения равно необходимы чиновнику - умение брать взятки и умение толковать о справедливости. Потому что если бы я не взял этих денег, господин Маромар, ни в чем не виноватый, сказал бы: "Этот чиновник ведет себя вызывающе", - и я бы погиб. Потому что имущество чиновника заключается в связях, а связи покупаются подарками; потому что всякий указ исполняется лишь за деньги; потому что новый потентант Солитюда заплатил за свое место шестьсот тысяч, и рассчитывает вернуть эти деньги с народа к осени.

Государь смотрел вбок. У окна, увитого золотыми кистями небесного винограда, чуть шевелились тяжелые знамена со знаками счастья, и шелковый потолок, круглый, как небо, возвышался на восемью колоннах, опирающихся об эбеновый пол, квадратный, как земля."

Избранное из романа Юлиании Айлейдиной "Колдуны и Министерство Правды".